江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Финляндия. Вааса

 

Медвежий угол на западе Финляндии. Назван в честь шведского и польского королевского рода Васа (как и знаменитый галеон из стокгольмского музея).

 

После смерти Николая I Вааса был переименован в Николаистадт и носил это название до 1918 года. Поэтому во времена Российской империи город неплохо отстроили. Кульминацией в 1915 году стала огромная водонапорная башня.

 

Много старых домов с гармоничной архитектурой, к которым никто не приделал уродливых мансард.

 

Очень любили в Николаистадте дома с башенками.

 

Северный модерн с рогатыми крокодилами.

 

Действующее здание тюрьмы XIX века.

 

Православная церковь св. Николая.

 

В городе сохранилось много уютной деревянной архитектуры.

 

Местами старые дома теснят новостройки.

 

Особенно впечатлила серия домов железнодорожников на улице Pitkänlahdenkatu.

 

Еще один ЖД-дом неподалеку.

 

Через весь город к разным предприятиям разбегаются очень ухоженные служебные пути.

 

Нельзя поставить обычную вышку ЛЭП — нужна оригинальность.

 

Лисичка и серп с молотом.

 

Конструктивизм.

 

Невероятно печальная застройка главной торговой площади. Привет из 1970-х годов.

 

Современные кварталы с намеком на китайскую ансамблевую храмовую архитектуру.

 

Но, пожалуй, главная градостроительная особенность Ваасы — уютные бульвары.

 

Переходов на пересечениях с улицами, к сожалению, не предусмотрено. Но кому надо — перебегают без последствий.

 

Не менее приятно выглядят и обычные регулярные улицы.

 

Современный план Вааса получил после опустошительного пожара 1852 года. Автору плана, Карлу Акселю Сеттербергу, установлен памятник.

 

Бульвары заходят даже в те края, где не осталось старой архитектуры.

 

Шаг в сторону — начинается природа.

 

Буи на набережной.

 

Вид на город через бухту Ботнического залива.

 

В Финляндии впечатлила система сдачи бутылок Palpa. Вся пластиковая, металлическая и стеклянная тара для напитков снабжена маркировкой с суммой денег, которую можно получить за сдачу. В отличие от российского неудавшегося эксперимента с «Фандоматами» в конце 2000-х годов, финны подошли к задаче с умом. Цена возврата включена в цену напитков. В России никто не хотел сдавать бутылки за 10 копеек. А вот 20 центов за 0,5 пластиковую бутылку — уже как-то грех не сдать. В 2016 г. финны возвращали таким образом для переработки 88—96% бутылок.

 

Принимают бутылки в тех же самых аппаратах, что были у «Фандомата». Стоят они в супермаркетах, но выдают не наличные деньги, а чек на скидку в супермаркете. В итоге все рады: оператору Palpa не нужно платить аренду за устройства, магазины сами с удовольствием их размещают у себя. Покупателям выгоднее сдавать бутылки, чем выкидывать их в урну.

 

Расценки.

 

Городской транспорт.

 

Вааса — тупиковый пункт маршрутной ЖД-сети Финляндии, население города — всего 58 тысяч человек. Но сюда ходят из Хельсинки скоростные поезда Pendolino.

 

Обычный салон.

 

Розетки и отрывной пакетик у каждого места.

 

Но лучшее в Ваасе — природа. Добраться до входящего в список ЮНЕСКО архипелага Кваркен вне летних месяцев оказалось очень сложно. Но и лес Ожен, куда можно дойти пешком из города, очень понравился.

 

Тропинки.

 

Муравейник в человеческий рост.

 

Камни.

 

Впервые застал себя за фотографированием грибов.

 

Все такие красоты есть и в российской Карелии, но там не будет ни тропинок, ни указателей, ничего не будет.

 

<< Талдом << Хельсинки Тампере >> Турку >>