Центральный вокзал Стокгольма встречает двуязычными вывесками, предупреждающими о карманных ворах. Я уж испугался, что весь город стал китайско-шведским, но по сравнению с Амстердамом, вывесок на иностранных языках было мало. На английском вообще не было, притом, что все местные неплохо по-английски изъясняются.
Центральный район в старом городе (Гамластане) хорош только рано утром, пока еще никто не проснулся. В остальное время там делать нечего: только лавчонки с сувенирами, дорогие невкусные рестораны и дешевые кебабы.
Если прийти рано утром, можно помедитировать на двери
И на фигуры над дверьми.
И на статуи на набережной. Кажется, это Фернандо Ботеро.
И на "кирпичи" уменьшенных размеров.
Потом туда приходят активисты не любящие макдональдс.
И начинается развод караулов. Половина солдат — женщины или совсем уж доходяги в очках, которых бы в России не то что в президентский потешный полк, даже просто в стройбат не взяли. Впрочем, это очень хорошо.
Магазины с антиквариатом дорогие и бессмысленные, за исключением лавки с уличными указателями.
Наклейки-тэги здесь любят вешать на тыльной стороне дорожных знаков.
Цветочки.
К северу от Гамластана застройка не менее интересна и чем-то напомнила Вену, хотя и несколько утомляет из-за квадратного плана, игнорирующей рельеф. Однако до Хельсинки с его горками далеко.
К Опере сзади сделали непонятную стеклянную пристройку.
Углы зданий на перекрестках тут обычно закругляют, встретились названия на улиц высеченные на камне. Наверное, если в России такие и были, то десять раз успели стесаться из-за революций и переименований.
В тех же краях нашелся магазин с новым розетским камнем. Кто-то внизу еще дописал осетинский перевод.
По выходным в Стокгольме на Drottninggatan устраивают неплохой книжный развал длиной почти во всю улицу, а в округе фестивальные палатки: где-то учат делать дефибрилляцию, где-то местные транспортные фанаты продают ретроальбомы. Но в основном сидят мрачные иммигранты и торгуют кебабом или бижутерией.
В столбы можно вставить ручку и покрутить.
Среди статуй попадается и адский кич, и великолепные образцы.
Рядом со зданием оперы стоит Карл XII и указывает в сторону России. Для сравнения, церетелиевский Петр I в Москве плывет куда-то в сторону Киева (жаль, не Полтавы), а Медный Всадник скачет в Финляндию.
Рядом с Музеем современного искусства возмутительно неприличные буравящие инсталляции.
Там же расположен один из лучших памятников Ленину, который я когда-либо видел. Крестом на брусчатке рядом с трамвайными путями обозначено место, где Мальмстрем сфотографировал Ленина в Стокгольме в апреле 1917 года.
Идем дальше от центра города. Все больше ощущается, что Швеция — крайне автомобилизированная страна. Шоссе под отелем, все дела.
На перекрестке у станции Skanstull. Велодорожки и застройка. На доме заметно, что Шведы тоже иногда застекляют балконы по собственному усмотрению. Но не в таких масштабах, как в России, конечно.
Витрины в тех краях даже интереснее, чем в центре.
Типичная кирха.
Именно если уйти в те края, можно и наткнуться на самую что ни на есть красоту. Называется она Новая площадь. Хотя вместо площади уже давно тут детская площадка.
Также в районе Skanstull можно посмотреть на заброшенную железную дорогу. Я так понял, что раньше она соединяла содермальмские предприятия.
Теперь берег весь утыкан стоянками для яхт.
Променад, впрочем, там хороший.
В Стокгольм стоит съездить ради музеев. В нумизматическом музее на Гамластанеможно поселиться: на первом этаже отличный обзор платежных средств, не только шведских. На других этажах неплохая экспозиция медалей (в том числе "нобелевской"), зал разъясняющий принципы работы финансовой системы, зал посвященный кладоискательству и прочее, прочее. Выставлены и огромные медные далеры, по подобию которых в XVIII веке в России чеканили платы и тяжелые сесторецкие рубли. По будням работает библиотека в которую можно прийти и, скажем, поискать в каталоге свою монету.
Прекрасен и Музей галеона Ваза. Этот корабль, которые должен был стать флагманом шведского флота, затонул в 1628 году во время первого своего плавания. В 1961 году корабль подняли, как следует законсервировали, и это теперь единственный сохранившийся парусник того времени. Внутрь самого корабля не пускают, зато его можно осмотреть со всех ракурсов, а на экспозиции прочитать про каждый гвоздь. Не поскупились даже на таблички с русским описанием. При крушении погибли моряки: некоторым из них сделали реконструкцию внешнего вида, описав, кто из них чем занимался. Также стоят симуляторы управления парусным судном, которые объясняют, как ходить под парусом. Не представляю, что нужно сделать, чтобы у нас музейное дело развилось до таких высот как в Швеции или Японии. У нас принято считать, что для создания музея достаточно повесить картин погуще, посадить бабушек, чтобы не давали фотографировать, иностранцам заломить цену в два раза больше и не сделать даже табличек на английском.
Садимся на метро, едем ещё дальше от центра, в район Solna. Если бы не плотность застройки, хорошо выкрашенные стены и велосипеды, можно было бы решить, что это в России.
Во дворах даже асфальта нет.
Видно, с кого копировали концепцию наших высотных микрорайонов.
<< Кронштадт << Швеция. Общие замечания | Стокгольмское метро >> Наземный общественный транспорт Стокгольма >> |