См. также остальные отчеты.
При посещении Зарайска стоит заглянуть на Узкоколейную железную дорогу местного кирпичного завода (см. альтертрэвел). Это была очень интересная электрифицированная узкоколейка (750 мм) с электровозами К10. Построили ее в 60-е года, в лучшие времена протяженность путей достигала трех километров. В 90-е километрж был сокращен до километра у ближайшего к заводу глинозапасника, кризис 2008 года привел к закрытию завода и мгновенной смерти узкоколейки. В блогах есть, видимо, последние фотографии действующей дороги. Летом прошлого года контактная сеть уже была снята, начали разбирать пути (см. отчет). К моему приезду в прошлую среду рельсы остались только от ангара в сторону тупика, все вагонетки отправлены на переплавку, а из четырех уникальных электровозов-"трамвайчиков" остался всего один.
Как и свои уничтоженные собратья, уцелевший "трамвайчик" полусамодельный. Электровоз К10 проектировался для работы в шахтах, и кавайный "верх" ему сделали для адаптации к местным условиям.
Внутренности электровоза. При "жизни" там еще находилось разное электрооборудование, ну и контроллер, естественно, стоял вертикально.
Свисающая с потолка петля опускает пантограф.
Токосъем осуществлялся обычным пантографам и штангой. Штанга использовалась при погрузке: контактную сеть ставили в стороне, чтобы не мешала .
Останки электровоза №2 на путях к тупику.
Вид на старый глинозапасник.
Сохранившиеся пути от завода к оборотному тупику.
Остатки путей, столбов и заброшенный многоковшовый экскаватор (абзетцер). Пути и контактную подвеску перемещали по мере разработки глинозапасника.
Стрелка.
Местная заправка.
Еще один заброшенный абзетцер на своих собственных рельсах.
Бесхозные переносные столбы.
Переезд. Раньше, думаю, проезд грузовика через территорию завода в сторону деревни Нижнее Вельяминово был рискованным мероприятием.
Сам завод, между тем, уже возобновил работу, но восстанавливать УЖД уже не будут: слишком дорого, и с существующими локомотивами были проблемы из-за отсутствия запчастей. Подробную информацию о заводской УЖД можно почитать на сайте Сергея Болашенко. У него сказано, что один электровоз дирекция завода намерена была сохранить как памятник, так что есть основания надеться, что стоящий у ангара "трамвайчик" не будет растащен на металлолом, а займет место на пьедестале.
<< Можайск << Голутвин | Зарайск >> Пущино-на-Наре >> |