См. также отчеты: 2010 (часть I, часть II), 2017
К сожалению, метро в Риме выглядит вот так. Это станция Pyramid на наземном участке линии B.
На линии B все старые вагоны AnsaldoBreda MB100 разрисованы снаружи и внутри с ног до головы. В салонах пахнет сортиром. Остановок в старых вагонах практически никогда не объявляют, понять где находишься можно только найдя свободное от граффити окно и рассмотрев названия на темных-претемных станциях.
На подземных станциях так темно и уныло, что снимать было нечего. При мне на Termini шёл ремонт, из-за которого попасть на линию A было нетривиальной задачей: нужно было спуститься на нижний уровень вокзала, затем по эскалатору (зачастую выключенному) спуститься еще на этаж, потом по лестнице к платформе линии B в сторону Колизея, оттуда опять же по лестницам вверх-вниз — на другую платформу линии B, пройти через турникет, и уже потом через несколько лестничных пролетов по переходу добраться до платформы линии A. К счастью, несмотря на убогий вид станций, навигация на самих платформах неплохая, потеряться сложно.
Пассажиры римского метро похожи на бочонки с ручками и ножками.
Большинство станций более-менее приспособлены для слепых, но не инвалидов — лифтов и эскалаторов почти нигде нет, а где они есть — их частенько выключают. Даже на станции Ottaviano, что ближе всего к Ватикану, о лифтах и эскалаторах никто не думал. Несмотря на всё это в вагонах есть даже отдельное отделение для велосипедистов. Надеюсь, когда откроют линию C, она будет выгодно отличаться чистотой и светом.
Местная иконка для лифта подозрительно напоминает обозначение туалета.
Проезд в общественном транспорте, по европейским меркам, дешевый: 1 евро. При этом месячный проездной стоит всего 30 евро: действует он не только в метро, но и в автобусах, трамваях и пригородных электричках, например линии на Лидо (электричка на фото). В итоге общественный транспорт обходится римлянам раза в два дешевле, чем москвичам.
Уровень комфорта, конечно, хреновый, но не сильно хуже московского.
Во всем общественном транспорте кроме, возможно, трамваев, пластиковые лавки. Местные кладут на них ноги не разуваясь.
На линии Rome-Lido встречаются и новые поезда. То ли за ними нормально следят, то ли поверхность такая, что граффити легко смывается, но наскальной живописи на них нет. Зато есть ржавые разводы у кабины машиниста. Больше фотографировать не рискнул: на станции Ostia Antica висело объявление с запретом на фотосъёмку.
Поезда неплохие, с кондиционером. Таким же ПС заменили все старые поезда на линии A, иногда они встречаются и на линии B. Остановки объявляют, но, порою, ошибаются. Где-то в двух поездках из пяти электронные табло и голосовые оповещатели были выключены или объявляли остановки неправильно.
Леонардо-экспресс до аэропорта. В интернете был назван "поездом нового поколения", в действительности он еле тащится, а салон такой же как во флорентийских пригородных поездах. Биотулетов нет.
Трамваи разные и красивые.
С удивлением узнал, что в Риме есть шоссе Пальмиро Тольятти.
Автобусы. У них и электронное табло красивое, и кондиционер на крыше (включают его, видимо, только летом), а так полный ужас.
Остановки в автобусах не объявляют, на бегущих строках крутят бессмысленную надпись о номере маршрута. На новых автобусах "ирисбасах" установлен монитор, который по данным GPS показывает, где автобус едет в данный момент и какие остановки будут следующими. В отличие от Варшавы, скажем, прочесть названия остановок на столбах затруднительно. Даже новые автобусы грохочут как ЛиАЗы.
Метками обозначен размер максимально допустимого бесплатного и платного габарита багажа. Изредка в автобус забредают контролёры, но мне они не встретились. В метро и на линиях электричек при этом стоят турникеты: зайцев поменьше чем в Москве, но я всё равно замечал, как люди через них перелезают. Контроль иногда встречается на турникетах на выход из метро.
Кроме больших автобусах имеются и смешные маленькие.
Выделенную полосу для общественного транспорта ограничивают пластиковыми отбойниками. Сами автобусы ходят по расписанию, но оно далеко не везде висит.
Есть система велопроката, ей даже кто-то пользуется.
<< Рим. Часть I << Рим. Часть II | Остия >> Флоренция >> |