江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Норчёппинг

 

Небольшой город к юго-западу от Стокгольма. В XIX веке он был центром текстильной промышленности страны, за что был прозван "шведским Манчестером". Вся текстильная промышленность давно переехала в Китай, а город остался, сохранив индустриальный антураж.

 

Попал я в Норрчёпинг совершенно случайно: билетов на X2000 до Гетеборга не осталось, поэтому я ехал обычным IterCity. Однако посетить Швецию и не прокатиться на местном скоростном поезде нельзя, ведь правда? Поэтому я приковылял к кассам на вокзале Стокгольма и сказал кассирше-негритянке, что хочу куда-нибудь недалеко проехаться на X2000. Все равно куда, погулять часика четыре и вернуться в Стокгольм. Кассирша поворчала, но выписала билет на поезд в Норрчёпинг, отправлявшийся через двадцать минут, за что ей огромное спасибо.

Город представляет из себя именно то, что я ожидал увидеть в Швеции. Кебаб-помойка Стокгольма и Гетеборга этим ожиданиям, прямо скажем, не соответствовала.

 

Приятный центр города.

 

Приятные окраины.

 

На перекрестке одной из достаточно оживленных улиц типичная кар-фришная уловка: чтобы уменьшить скорость автомобильного потока и делать водителей более внимательными, на нем кладется плитка, убирается всякая разметка и светофоры. Вуаля: водители едут медленно и осторожно.

 

На велодорожках указатель увенчан велосипедом.

 

Замочные скважины тут делают иногда не на дверях, а маскируют в стене рядом с дверью.

 

Чтобы не мозолили взгляд, дорожки для слепых сделаны бесцветными, но сама разметка неправильная, как в Москве.

 

Ну, есть парк кактусов, опять же.

 

Кактусов в нем очень-очень много.

 

Но все это достаточно стандартно и неинтересно. Интересно другое. В 2000-2010 году в Норрчёпинге отлично провели реабилитацию промышленной зоны и набережной реки Мутала. Желтое здание на воде — музей труда. Рядом с ним из воды торчит заводская труба.

 

Электричество на фабрики подавалось за счет каскадом мини-ГЭС. Некоторые из них работают до сих пор, но большая часть превращена в роскошные водопады.

 

Мрачные переулки сохранили атмосферу старого индустриального города. В большинстве зданий размещены офисы, научные учреждения, дизайнерские студии и все в таком духе.

 

Подобные фабрики-дворцы строились в те времена и в России. В Наро-Фоминске одну из таких фабрик тоже переделывают в офисы с сохранением внешнего вида, но чаще всего, как в Павловском Посаде, они просто медленно разрушаются.

 

Вдоль набережной построены мостки, по которым весь промышленный квартал можно обойти по периметру.

 

Там где раньше от воды, наверное, не исходило ничего кроме зловония, теперь ловят рыбу.

 

Красота.

 

Кое-где из стен торчат обрезки кабелей как напоминание о прошлом.

 

Совершенно случайно в Швеции смог посетить все три города с трамвайным движением: Стокгольм, Гетеборг и, собственно, Норрчёпинг. Еще две трамвайные линии есть в Мальмо и его окрестностях, но они музейные. В Великобритании, Франции и других европейских странах трамвайные линии активно закрывались в середине прошлого века просто из-за растущей автомобилизации и уверенности в том, что трамвай только создает помехи автомобилизации. В Швеции не так: большую часть трамвайной сети (в первую очередь, Стокгольмской) пришлось убрать из-за перехода на правостороннее движение в 1967 году. Переделывать или закупать новый ПС и менять пути из-за перевода движения оказалось просто дорого. Примечательно, что на железной дороге в Швеции до сих пор левостороннее движение (кстати, кому интересно, на Youtube есть шведское ЖД-видео из кабины в HD, есть и не ускоренное и без музыки).

 

Итак, трамвай в Норрчёпинге. Переход на правостороннее движение на системе почти не отразился. В городе всего два маршрута: № 2 и № 3. Единица когда-то ходила по маленькому кольцу в центре. Большую часть парка составляют немекие Дюваги с низкопольной средней частью. Все трамваи именные, носят названия немецких (исключительно ли?) городов, где также есть трамвайные системы. Это, скажем, "Кёльн".

 

Это "Дассау".

 

А вот "Бонн".

 

Также в парке есть четыре низкопольных ADtranz low floor tram, это предок Combinо.

 

В 2007 году завезли и несколько Бомбардье Flexity, как в Стокгольме.

 

Трамваи все одноголовые: в задней кабине сидит негр-кондуктор в белых ботниках.

 

Имеются и разные автобусы. Почему-то у них принято здесь отрывать шильдики с логотипом.

 

 

<< Бранно << Общественный транспорт Гётеборга Швеция. Железные дороги >> Можайск >>