江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Япония. Железные дороги в Канадзаве

 

Канадзава в 2009 году была медвежьим углом, куда не ходило Синкансэн, и где был настоящий заповедник старых поездов JR. Некоторые даже без встроенных маршрутных указателей. Перед отправлением машинист вешает на ручку у двери на "морде" картонный кружочек с маршрутным. Двери поездов, здесь, как обычно, останавливаются ровно напротив маркеров.

 

Чуть более современный поезд той же серии с маршрутными указателями.

 

А это линия Исикава компании Хокутэцу, по которой можно добраться от начала каньона Тэдори до окраины Канадзваы. Эта линия — типичный пример умирающих железных дорог компаний "третьего сектора" в Японии: на фоне идеально работающих и развивающихся ЖД-сетей в крупных японских агломерациях, Хокутэцу уже давно распрощалась с канадзавским трамваем и в 70-80-х годах закрыла 9 из 11 своих направлений, а данная линия в последней раз подверглась обрезке 1 ноября 2009 года.

Весь подвижной состав линии состоит из подержанных электропоездов из Токио, принадлежавшим раньше компаниям "второго сектора" — Кэйо и Токю. Раньше по линии Исикава ходили, преимущественно, поезда трамвайного типа. Несмотря на упадок, поезда безукоризненно чистые: на конечной в Цуруги их регулярно пропускают через щётки.

 

Традиционно по-японски чисто, конечно, и внутри вагонов 70-80-х годов постройки. Есть кондиционер, причем холодный воздух от него рассеивается не внутренними горизонтальными лопастями, а установленными под потолком обычными вентиляторами. Сиденья обшиты бархатом, и если не считать крайне неудобных боковинок у кресел, салон достаточно комфортный. Остановки объявляют только по-японски (в эти места иностранцев не заносит), бегущих строк нет.

 

Турникетов на большинстве станций и кондукторов нет. Кто зашел на станции без турникетов и автоматов по продаже билетов - кидает монетки в ящик за кабиной машиниста. Полудоверительная система.

 

На конечной станции Цуруги имеется небольшой музей.

 

В Тупике близ Цуруги до сих пор стоит снегоочиститель, но работы для него уже гораздо меньше, поскольку в 2009 году был закрыт участок от Цуруги до Кага-Итиномии, где снежные заносы зимой иногда случались.

 

Закрытая станция Кага-Итиномия хотя и была построена в 20-х годах прошлого века, может похвастаться красивой деревянной архитектурой. Фотография сделана через несколько дней после ее закрытия.

 

Основная причина закрытия участка линии в 2009 году — неуклонно сокращающийся пассажиропоток, вызванный автомобилизацией и оттоком сельского населения. Впрочем, проблема гораздо более сложная: основной удар по сети Хокутэцу пришелся из-за закрытия Канадзавского трамвая в 60-х годах. По линии Исикава поезда добираются лишь до окраины Канадзавы (Номати): там раньше существовала удобная пересадка на трамвай, а теперь необходимо пересаживаться очень дорогие канадзавские автобусы. Важным фактором стали и технические особенности линии, которая изначально была построена одноколейной и не могла обеспечить комфортабельных интервалов движения (сейчас они составляют 22-30 минут). Ввиду того, что полос отчуждения в Японии как таковых нет, и поезд проезжает местами всего в метре от стен жилых домов, строительство двухпутной линии неосуществимо из-за дороговизны; по этой же причине ее не получится продлить ближе к центру Канадзавы. По моим впечатлениям, в будни поезд неплохо наполняется и, возможно, обрезка до Цуруги является последней, т.е. больше сокращения движения уже не будет.

Еще одна линия Хокутэцу в Канадзаве соединяет вокзал города с Утинадой. Вагончики выглядят еще более архаично. Закрытие ей вряд ли грозит: пассажиропоток более устойчивый, однако все может быть.

 

Таких "кризисных" линий в Японии — не один десяток. В Токио, Осаке, Нагое и других крупных городах железнодорожный транспорт позволяет легко обходиться без личного автомобиля и отличается маленькими интервалами, хорошими скоростями и уровнем комфорта, причем последний страдает разве что из-за перенаселенности поездов в час-пик. Также сейчас в Японии строится сразу три скоростных линии синкансэна: на Кюсю, в сторону Канадзавы и на Хоккайдо, не говоря уже о маглеве, который должен перевезти первых пассажиров в 2020 году. В то же время постепенное сокращение сельского населения и его автомобилизация приводит к медленной смерти железных дорог в малонаселенных областях. Предпринимаются разные попытки противостоять этой тенденции: перед тем как принять окончательное решение о закрытии линии компании уменьшают интервалы, пускают новые поезда и уменьшают цены на проезд - и только уже после этого ликвидируют движение. А вот линию Кисигава в Вакаяме удалось отстоять благодаря назначению кошек на должности станционных смотрителей и запуска поездов с детскими игрушками и вагонами-библиотеками. Разумеется, идти на такие меры для популяризации ЖД-транспорта даже в Японии готовы не все.

<< Утинада << Каньон Тэдори Киото >> Хиросима >>