江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Япония. Хиросима

 

Чтобы не опоздать на Синкансэн в Хиросиму, из Киото в Осаку приехал сильно загодя и коротал время фотографированием, присоединившись к ораве местных ЖД фотографов в торце станции Син-Осака. Все они ждали прибытия вот этого поезда, 583-й серии. Строился такой спальный МВПС в конце 60-х годов и для использования на маршруте «Китакуни» (Осака — Ниигата). Поезд этот отменили в 2013 году, а старый 583-й ездит как "ретро" для корпоративных или просто чартерных покатушек.

 

С этого ракурса не видно, но по стоимости фототехника гражданам явно обошлась дороже моей поездки в Японию со всеми расходами. После того как поезд остановился на платформе, граждане сверились со служебками и разошлись — кто на другие платформы, кто фотографировать 583-й в стоячем состоянии.

 

Внутрь, к сожалению, заглянуть не удалось: все окна были зашторены.

 

Удалось повнимательнее рассмотреть дизель-поезд экспресс компании Одзу Кюкоку.

 

Ну а дальше синкансэны.

 

Хикари Рэйл-стар JR West на базе 700-й серии Синкансэна оказался на удивление комфортабельным: все сиденья располагались по 2+2, а не 2+3, как у JR Central.

 

Сзади на откидном столике — полная схема поезда. Вагоны 2 и 6 курящие, остальные — некурящие. Показано, где располагаются урны, туалеты, комнаты матери и ребенка, телефон и купе 1-го класса для небольших групп. Особенно позабавил 4-й вагон — "Silence car": в нем не объявляют остановки и вообще всячески нужно соблюдать тишину: не разговаривать и тем более выключать телефон (последнее принято и в остальных вагонах).

 

Теперь о самой Хиросиме. Формально городов-миллионников в Японии 12 — на один меньше, чем в России. Меня всегда удивляло, что несмотря на абсолютную стандартизацию во всём: от архитектуры современных зданий и храмов до гостов на надпись 安全第一 («безопасность — превыше всего») на заборах, в Японии мегаполисы каким-то образом сохраняют индивидуальность: Кавасаки не похож на Сэндай, а Осака на Токио. Хиросиме это удаётся, в первую очередь, за счёт антуража города, на который упала атомная бомба. Не «ауры» или «атмосферы», а именно обстановки — в отличие от поляков, японцы стараются не показывать «стигмы» на тему атомной бомбежки. Из зданий переживших атомную бомбардировку сохранились всего две бетонные постройки: самое известное — «Атомный купол».

 

Восстанавливать его не стали, но кое-где укрепили кирпичами. До войны он выполнял функции выставочного зала и выглядел вот так (фото слева).

 

Второе здание было полностью восстановлено и переделано в «дом отдохновения». Примечательно, что оно располагалось всего в ста метрах от эпицентра взрыва, и в его подвале во время бомбардировки находился Эйдзо Номура. Он выжил несмотря на радиационное поражение и скончался в возрасте 84 лет в 1982 году.

 

В мемориальном парке и еще кое-где в городе развешаны журавлики в память о Сасаки Садоко — девочки пережившей бомбардировку и заболевшей раком крови в возрасте 12 лет. Она надеялась, что если она сложит тысячу оригами журавликов (оридзуру), то обязательно поправится. Не успела.

 

Теперь ее статуя стоит рядом со школой, где она училась.

 

А школьников со всей Японии в обязательном порядке возят в Хиросиму на синкансэне и автобусах вывешивать бумажных журавликов и ходить по музею.

 

Но на атомной бомбе город, конечно, не кончается. Похоже, главное увлечение местных детей — забираться на столбы электропередач.

 

В центре города очень много страшноватых многоквартирных домов.

 

Традиционные фонарики на мосту со встроенной подсветкой.

 

Казино.

 

Автоматы со 100-иеновыми напитками, алкоголем и табаком. Табачные и алкогольные автоматы выдают продукцию только тем, кто при достижении надлежащего возраста обзавёлся специальной карточкой.

 

Ещё в Хиросиме есть очень милый сад Сюккэй-эн. В нем иногда даже устраивают коллективные сеансы кодо (церемонии благовоний).

 

Ещё в нём много крабов (о-кани-сан).

 

Типичная карта наделов земли с именами владельцев.

 

Местному синтоистскому святилищу посреди всей этой уплотнительной застройки нашлось место только на крыше гаража.

 

В отеле, где я останавливался, творчески подошли к оформлению таблички «do not disturb». Отель Active!, кстати, показался, очень неплохим: на каждом этаже была бесплатная микроволновка, чего очень не хватало в других гостиницах. Из минусов, разве что заблокированная зачем-то аська.

 

Побеги гинкго вырастают из таких вот почек в стволе. Кстати, неподалёку видел водителя такси, который вышел из машины, снял фуражку и стучал себе по затылку, на котором сквозь редкие волосы проглядывали крупные шишковидные новообразования, очень похожие на эти почки. По-видимому, у него не было денег на их удаление.

 

В один из дней на закате в одиночку поплавал на кораблике.

 

Пофотографировал поезда.

 

И Astram Line. Технически это Automated Guideway Transit, но с машинистом. Линия была построена в 1992 году и сейчас достраивается. Примечательно, что пересадки на с нее на магистраль Санъё нет, и чтобы добраться с нее до центральной станции Хиросимы, приходится делать круги. Впрочем, судя по спутниковому снимку, задел под пересадку оставили.

 

Поезда на линиях в Хиросиме достаточно старые. 105-ю серия на фото начала выпускаться в 1981 году.

 

По Санъё в сторону Миядзимы ходят и вовсе поезда, спроектированные в 60-х годах — 115 или 113 серия. Салон, впрочем, у них современный: кондиционер, мягкие сиденья, все дела.

 

Хиросимсий трамвай (Хиродэн) — одна из немногих сохранившихся крупных трамвайных сетей в Японии: раньше трамвай был практически во всех крупных городах, но даже после закрытия большинства крупных трамвайных систем многие ещё борются за выживания из-за отсутствия государственных субсидий. Хиродэн — исключение, городские власти несмотря на дефицит бюджета рассчитывают в будущем даже приступить к строительству новых линий.

 

Сейчас в Хиросиме самая большая и развитая трамвайная сеть с девятью маршрутами, один из которых (№ 2) следует от вокзала до Миядзимы — поездка из конца в конец занимает более часа. Самое интересное в системе то, что одновременно с самыми новыми сочлененными низкопольными трамваями немецкого и японского производства в Хиросиме на обычных маршрутах работают вагоны, которым уже стукнуло 50 лет, а то и больше. По особым случаям на маршруты ставят даже несколько вагонов, переживших атомную бомбардировку города в 1945 году. Также на ходу находится настоящий Duewag из Ганновера и неплохая реплика вагона начала прошлого века. Кроме того, по мере закрытия линий в других городах Хиросима забирала списанные оттуда вагоны, в результате сейчас по линиям ходит более 20 машин разных типов и эпох. Выше, например, вагон 900-й серии. Раньше он ездил в Осаке.

А эти три вагона прибыли в Хиросиму из Киото. Они двусторонние и, между прочим, все с именами (табличка под лобовым стеклом).

 

Вагон 350 серии, местный. На указателе маршрут «ноль»: это учебная езда.

 

Есть не менее старые сочлененные поезда, некоторые тоже прибыли в Хиросиму из других городов.

 

А это уже поезда 80-х годов

 

Салон одного из таких трамваев.

 

Расписание построено таким образом, что на маршрутах, где остановки рассчитаны на длинные составы, через два или один состав идёт низкопольник. Чаще всего это привычный по Будапешту и Амстердаму Siemens Combino, которого здесь именуют Green mover. В салоне у него, как и у остальных хиросимских трамваев, на входе у дверей стоит ящик, выдающий талон с номером станции посадки. Если едешь в пределах города, его можно не брать — стоимость проезда в центре Хиросимы фиксированная — 150 иен (около 50 рублей — достаточно дешево по местным меркам), а если едешь до Миядзимы или городов в округе — на выходе надо этот талон отдать с платой до конкретной остановки. В длинных трамваях выход производится через дверь машиниста и в середине салона, где принимает плату за проезд кондуктор. Примечательно, что при проезде никаких билетов человек на руки не получает. Дневной безлимитный проездной стоит 640 иен, около 200 рублей. Есть некоторые нюансы, например, 9-й маршрут дешевле остальных: проезд на нем стоит всего 100 иен (33 рубля). Цена на месячный безлимитный проездной, при этом, относительно человеческая — 6 тысяч иен или 1800 рублей.

 

Также на маршрутах уже достаточно много низкопольников японского производства (Мицубиси, серии 5100). Насколько я понял, это просто локализованный в обход патента Combino.

 

Остановки бывают двух типов: старые короткие — на паре линий.

 

И длинные с крышей — на большинстве остальных. На всех подробная карта со схемой линий и информационные стенды.

 

Цифрового табло нет, но когда трамвай подъезжает — заранее загорается надпись о том, куда поезд следует, к вокзалу или куда-то в бок.

 

Пути и подвижной состав традиционно для Японии в отличном состоянии. Водители автомобилей на трамвайную полосу не заезжают несмотря на отсутствие каких бы то ни было ограничителей. Единственное неудобство — движение никак не синхронизировано со светофорами, и трамвай вынужден ждать на красном сигнале столько же, сколько и простые автомобили, хотя без труда можно реализовать технологию, которая бы оперативно выдавала трамваям зеленый коридор. Но главное свидетельство эффективности транспортной системы, конечно, это отсутствие пробок в будни в часы пик. После заторов в Гифу, Киото и Канадзавы, где трамвай был ликвидирован, прокатиться с ветерком по центру города очень приятно. Отличное свидетельство эффективности общественного транспорта.

 

Уже уезжая в Идзумо, пофотографировал Синкансэны. В частности, попался N700-7000 на испытаниях: со 2010 года, когда открылся соединительный участок синкансэна на Кюсю, такие поезда начали ходить от Кагосимы до Осаки.

 

Отличий от простой серии N700 немного.

 

Ну а это обычный Hikari Rail Star.

 

<< Железные дороги в Канадзаве << Киото Ицукусима >> Идзумо >>