См. также отчеты: 2011 - часть II, 2014
Выйдем из здания болонского аэропорта к остановке автобуса до центра. Скажем:
― Здравствуй, Болонья!
― Здравствуйте, овощи!
В день прилета около 9 вечера нашел единственный открытый продовольственный магазин. А там квас очаковский, маянезик, водица "Святой источник", сметана (правда, польская), матрешка с медведевым.
Впрочем, ничем кроме этого Родина о себя не напоминает. Ну, разве что характерными зубцами на стенах и башнях. Туристов, в том числе русских, здесь немного, особенно если сравнивать с Флоренцией или Римом.
Город знаменит и интересен пешеходными галереями-аркадами-портиками, которые протянуты через весь город. Где-то они широкие, под ними умещаются кафе и выносные стенды магазинов.
Где-то узкие.
Они очень удобны: летом они дают тень, в дождь укрывают от воды, зимой ― от ветра. И благодаря хорошему освещению даже в 5 утра они не выглядят мрачными.
Есть пандусы для инвалидов, хотя, как правило, вход в аркады без ступенек.
Хорошую традицию соблюдают и в новой застройке. Любопытно, что первоначально портики предназначались не для того, чтобы их использовали как защищенные от солнца и автомобилей тротуары, а для приюта странникам.
Имеются и просто пешеходные улицы без портиков. Обилие тени позволяет весь день исследовать город даже в тридцатиградусную жару, в то время как в городе с модернистской планировкой можно получить солнечный удар через час после блуждания по высохшим пустырям между раскаленными многоэтажными башнями.
Единственный минус естественно сформированного средневекового города ― в нем очень редко можно встретить даже импровизированные места для сиденья, как на фото, и парки. Зелень нужна городу, как и инсоляция — отдельным домам. Но в умеренных количествах.
В 60-е годы в историческом центре Болоньи построили целых два подземных пешеходных перехода на двух оживленных перекрестках, чтобы люди не мешали автотранспорту, но люди такой дискриминационной меры не потерпели и продолжили ходить по поверхности, а переход оккупировали хиппи и бомжи. В итоге подземные переходы просто закрыли.
Из необъяснимого ― каждый водосток расстрелян из пейнтбольного ружья разными цветами. В центре встречаются все цвета радуги, на окраинах — два-три, не больше. В других городах такого не видел.
В остальном город отлично подходит для любования деталями. Вот, к примеру, указатель на коммуникации.
"Частная собственность" посреди тротуара. Ходить можно сколько угодно, а вот припарковаться или расставить столы для уличного кафе ― нет.
Окна.
Замочные скважины
Замковые камни.
Карнизы.
Предтеча домофонов.
Защитные скобы на углах улиц.
Фонари.
Тентакли.
― Ну что, подруга, по рукам?
― По рукам!
Элемент дверной ручки.
Почти стершийся указатель в сторону ближайшего бомбоубежища.
Барельефы времен Муссолини никто не трогает.
Днем открывают свободный доступ во дворы, где можно разглядеть что-нибудь интересное.
В отличие от Рима, где разнообразные древнеримские таблички инкрустируют в стены домов по всему городу, в Болонье их собрали отовсюду во дворе археологического музея.
По ощущениям, четверть зданий в центре города принадлежат Юникредитбанку: там у него либо отделения, либо офисы. К слову, ни одной яркой или броской вывески в городе нет. Сколь бы ни был влиятелен Юникредитбанк и прочие организации ― свой логотип он оформит в коричневой гамме, а витрину затемнит, чтобы не допускать визуального загрязнения города. В Москве, к примеру, красные продукты-24-кока-кола пытаются перекричать кислотно зеленый сбербанк, просто зеленую крошку-кортошку и красно-белые щитки с рекламой того же Юникредитбанка. Так из-за отсутствия законодательства о визуальной рекламе получается пестрота и убогость.
Впрочем, пакистанцам и в Болонье закон не писан.
<< Тверь. Часть I << Тверь. Часть II | Болонья. Часть II >> Феррара >> |