Вместе с Хиросимой город был подвергнут в 1945 году ядерной бомбардировке. Однако сохранился он гораздо лучше благодаря сложному рельефу. Значительная часть исторического порта уцелела.
Впрочем, в наши дни Нагасаки представляет собой достаточно неудобоваримое нагромождение бетонных коробок и пешеходных надземных переходов.
С XVII по XIX век Нагасаки был главным и единственным местом в Японии, где разрешались торговые связи с иностранцами. После открытия границ Нагасаки тоже сохранял статус важного торгового города, где строили дома на псевдоевропейский или китайский манер.
Есть здесь и свой чайна-таун.
Каналы грязноваты.
Хотя с этим пытаются бороться.
На всех люках - эмблема города в виде звезды.
Панды сиамские близнецы.
Навигация.
Кадки с водяными цветами.
Каренина.
Нельзя просто так сажать цветы в клумбах: нужно обязательно делать это в каске и оградив тротуар, чтобы пешеход о корзинки не споткнулся.
Мост через залив.
Порт.
Эсминцы типа "Конго" и "Акуидзуки".
Светофоры, в отличие от остальной Японии, без козырька, как в Белоруссии.
Нагасаки - третий и последний город на острове Кюсю, где сохранился трамвай. В сети пять маршрутов, достаточно востребованных, хотя трамвай теряется в автомобильном потоке.
Есть более современные высокопольники.
И низкопольники, но их совсем чуть-чуть.
Инструкция по пользованию трамваем на японском, английском, корейском и двух китайских языках.
Старые пригородные поезда.
Нагасаки находится на отшибе и из-за сравнительно небольшого населения (400 тысяч человек) Синкансэн сюда пока не провели. Вместо этого приходится пользоваться обычными экспрессами от ближайших станций скоростных поездов. Есть экспрессы BMW.
А есть экспрессы типа "Sonic" фирмы Hitachi, которые отчего-то полюбились покупателям за рубежом. Не знаю, как они выглядят внутри в Великобритании и на Тайване, но в Японии это один из самых худших экспрессов, на которых я когда-либо ездил. Во-первых, у них что-то с герметичностью салона, и при въезде в тоннель сильно болят уши от перепада давления.
Во-вторых, создатели не рассчитали с высотой платформы.
В третьих - зачем-то сделали закрывающиеся люки для багажа, из-за чего туда ни за что не уместить большой чемодан.
Зато в поезде придумали тамбуры для тех, кому хочется поговорить по сотовому телефону - в салоне этого делать, естественно, не принято.
<< Кумамото << Асо | Гункандзима >> Фукуяма >> |