江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Калуга

 

См. также остальные отчеты.

Утренний экспресс из Москвы встречало такое количество полиционеров с ручными металлоискателями и вохроцев, будто в Калугу ожидался приезд на гастроли взвода басаевцев. На каждой платформе и на мосту потом дежурило по жлобу, поэтому на вокзале снимать резко расхотелось. Впрочем, это было единственное негативное впечатление от города.

 

Город оказался на удивление нажористым. Видно, что какие-то деньги от автозаводов и сборочных линий всяких самсунгов в области оседают и в карманах жителей. Повсюду в центре идёт бойкая торговля, которой совсем не ожидали советские архитекторы. Даже вдоль второстепенных улиц первые этажи выкуплены под магазины, и для доступа к ним выстроены лестницы. На сталинках — капитальные.

 

На хрущевках и "брежневеках" — попроще, металлические. Примечательно, что лестницы имеются даже у некоторых современных домов.

 

Балконы активно используются как рекламные площади. Иногда для рекламы самих балконов.

 

Еще лет пять назад, как я понял, почти весь город выглядел приблизительно вот так.

 

И так.

 

Хотя можно ещё увидеть относительно нетронутые кварталы, старые здания скоро окончательно вымрут.

 

Самые лучшие видовые склоны заняла современная коттеджная застройка.

 

Центр, особенно улицу Кирова, потихоньку оккупируют коробки-стекляшки и странные здания с намёками на модерн.

 

Кризис и здесь сыграл свою положительную роль, поставив крест на самых уродливых проектах.

 

На упомянутой улице Кирова остался один единственный деревянный дом, и тот как следует залеплен рекламой.

 

Однако для вдохновения осталось много нетронутых местечек. Тут и сталинские дворцы.

 

И каменные мосты XVIII века.

 

Ну и вообще много всего хорошего.

 

Главное — не заглядывать во дворы к многоэтажкам.

 

Старейшее гражданское здание, палаты купцов Коробовых XVII века, занимает краеведческий музей. Ему совершенно пофиг на то, что афиши его идиотских выставок закрывают каменные наличники. В окнах были видны какие-то макаки. Убивать супостатов.

 

Торговые ряды в непотребном состоянии, пусть и стоят напротив здания областной администрации.

 

Котельным установили трубы интересной формы.

 

Когда ехал на троллейбусе, случайно обратил внимание на вывеску "Домашняя японская кухня" и решил для себя, что обязательно там пообедаю. Когда вернулся туда пешком, обнаружил вторую вывеску: "суши-бар". Калуга же. Есть пришлось в обратной электричке припасами, купленными в "Дикси".

 

На улицах продают молоко из цистерн.

 

В Калуге есть своё метро.

 

В домах живут инвалиды войны.

 

Судя по трафаретному и прочему граффити, калужан очень беспокоит националистический дискурс, хотя ни кавказцев, ни среднеазиатов на улицах не видать.

 

 

Впрочем, кто-то просто наблюдает дзен.

 

Компании воюют за право быть номером подъезда и списком квартир.

 

Забор коммунистической прессы.

 

Одной из главных достопримечательностей города являются троллейбусы.

 

Ничего особенного в самих троллейбусах нет: просто ЗиУ и Троллзы в приличном состоянии, некоторые даже с электронными маршрутоукзателями. Самое выдающееся в них — это цена за проезд 8 рублей. Я уж и не вспомню, когда в России такие цены видел!

 

Отчасти низкая цена компенсируется отвратительным состоянием информационной и прочей инфраструктуры. Практически все остановочные пункты — просто грязная будка с урнами. Всего два-три раза встретились новые остановки с картой города.

 

На паре остановок видел табличку с номерами троллейбусов, интервалами и вечерним расписанием. Интервалы соблюдаются, троллейбус "единица" идёт от вокзала через центр и все достопримечательности к музею Космонавтики. Очень удобно для туристов.

 

Кому-то, видимо, не лень платить лишние 5 рублей за пустяковую экономию во времени, и на всех троллейбусных маршрутах паразитируют "газели". Автобусное же сообщение целиком состоит из пазен-газенвагенов.

 

Однако изредка можно встретить и "Нефазы", принадлежащие троллейбусному МУПу.

 

Летом здесь растает сплошная наледь, обнажится повсеместно уложенная тротуарная плитка, и станет совсем хорошо.

 

<< Бремен << Германия. Железные дороги Москва. В районе Никитской >> Москва. Интерьеры Покровского собора >>