См. также остальные отчеты.
Утренний экспресс из Москвы встречало такое количество полиционеров с ручными металлоискателями и вохроцев, будто в Калугу ожидался приезд на гастроли взвода басаевцев. На каждой платформе и на мосту потом дежурило по жлобу, поэтому на вокзале снимать резко расхотелось. Впрочем, это было единственное негативное впечатление от города.
Город оказался на удивление нажористым. Видно, что какие-то деньги от автозаводов и сборочных линий всяких самсунгов в области оседают и в карманах жителей. Повсюду в центре идёт бойкая торговля, которой совсем не ожидали советские архитекторы. Даже вдоль второстепенных улиц первые этажи выкуплены под магазины, и для доступа к ним выстроены лестницы. На сталинках — капитальные.
На хрущевках и "брежневеках" — попроще, металлические. Примечательно, что лестницы имеются даже у некоторых современных домов.
Балконы активно используются как рекламные площади. Иногда для рекламы самих балконов.
Еще лет пять назад, как я понял, почти весь город выглядел приблизительно вот так.
И так.
Хотя можно ещё увидеть относительно нетронутые кварталы, старые здания скоро окончательно вымрут.
Самые лучшие видовые склоны заняла современная коттеджная застройка.
Центр, особенно улицу Кирова, потихоньку оккупируют коробки-стекляшки и странные здания с намёками на модерн.
Кризис и здесь сыграл свою положительную роль, поставив крест на самых уродливых проектах.
На упомянутой улице Кирова остался один единственный деревянный дом, и тот как следует залеплен рекламой.
Однако для вдохновения осталось много нетронутых местечек. Тут и сталинские дворцы.
И каменные мосты XVIII века.
Ну и вообще много всего хорошего.
Главное — не заглядывать во дворы к многоэтажкам.
Старейшее гражданское здание, палаты купцов Коробовых XVII века, занимает краеведческий музей. Ему совершенно пофиг на то, что афиши его идиотских выставок закрывают каменные наличники. В окнах были видны какие-то макаки. Убивать супостатов.
Торговые ряды в непотребном состоянии, пусть и стоят напротив здания областной администрации.
Котельным установили трубы интересной формы.
Когда ехал на троллейбусе, случайно обратил внимание на вывеску "Домашняя японская кухня" и решил для себя, что обязательно там пообедаю. Когда вернулся туда пешком, обнаружил вторую вывеску: "суши-бар". Калуга же. Есть пришлось в обратной электричке припасами, купленными в "Дикси".
На улицах продают молоко из цистерн.
В Калуге есть своё метро.
В домах живут инвалиды войны.
Судя по трафаретному и прочему граффити, калужан очень беспокоит националистический дискурс, хотя ни кавказцев, ни среднеазиатов на улицах не видать.
Впрочем, кто-то просто наблюдает дзен.
Компании воюют за право быть номером подъезда и списком квартир.
Забор коммунистической прессы.
Одной из главных достопримечательностей города являются троллейбусы.
Ничего особенного в самих троллейбусах нет: просто ЗиУ и Троллзы в приличном состоянии, некоторые даже с электронными маршрутоукзателями. Самое выдающееся в них — это цена за проезд 8 рублей. Я уж и не вспомню, когда в России такие цены видел!
Отчасти низкая цена компенсируется отвратительным состоянием информационной и прочей инфраструктуры. Практически все остановочные пункты — просто грязная будка с урнами. Всего два-три раза встретились новые остановки с картой города.
На паре остановок видел табличку с номерами троллейбусов, интервалами и вечерним расписанием. Интервалы соблюдаются, троллейбус "единица" идёт от вокзала через центр и все достопримечательности к музею Космонавтики. Очень удобно для туристов.
Кому-то, видимо, не лень платить лишние 5 рублей за пустяковую экономию во времени, и на всех троллейбусных маршрутах паразитируют "газели". Автобусное же сообщение целиком состоит из пазен-газенвагенов.
Однако изредка можно встретить и "Нефазы", принадлежащие троллейбусному МУПу.
Летом здесь растает сплошная наледь, обнажится повсеместно уложенная тротуарная плитка, и станет совсем хорошо.
<< Бремен << Германия. Железные дороги | Москва. В районе Никитской >> Москва. Интерьеры Покровского собора >> |