江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Белоруссия. Гродно

 

См. также список остальных отчетов

Вопреки всем кризисам и девальвациям Гродно продолжает хорошеть и хорошеть. Город, в котором с 80-х годов вообще ничего не происходило, где-то в первой половине нулевых начал наверстывать упущенное. Каждый раз приезжаю — встречаю что-то новое.

 

Во всех магазинах расставили специальные урны для старых батареек и аккумуляторов. Не очень понятно, правда, зачем такие огромные. Вроде бы автомобильные аккумуляторы туда скидывать не призывают.

 

Весь общественный транспорт решили выкрасить в единую жовто-блакитную ливрею. Еще в город пришло очень много новых троллейбусов, преимущественно, полностью низкопольных АКСМ 321. Как результат, в троллейбусном парке осталось всего десять стареньких ЗиУ, которые спишут до конца года, и в городе будет преимущественно новье.

 

Кроме АКСМ есть еще один МАЗ 203 в троллейбусном варианте.

 

Надеюсь, что всю новую технику укатают не так быстро, как, например, этот троллейбус на базе МАЗ-103.

 

Обновляют и красят в новую ливрею и автобусы. Много новых МАЗ-103, МАЗ-206, МАЗ-107 и МАЗ-105, из них только 105 — высокопольник.

 

Некоторые новые автобусы еще не перекрасили.

 

А старые "Нёманы" и МАЗ-104, наверное, и вовсе не будут перекрашивать и спишут. Обещают, что к осени в городе не останется ни одного старого "Икаруса", в одной из новостей даже читал, что, мол, если бы не зайцы, закупали автобусы с максимальной комплектацией — с кондиционером. Хотя с трудом представляю себе, какое значение имеют зайцы при закупках автобусов, если стоимость билета — 750 белорусских или 4 российских рубля, причем есть еще дешевые декадные и месячные проездные.

Работает общественный транспорт неплохо: автобусы ходят по расписанию, вывешенному на каждой остановке, троллейбусы соблюдают интервалы. В этом году уже ни разу не пользовался маршрутными такси — просто не было надобности.

Впрочем, у всего гродненского общественного транспорта есть общий минус: в отличие от России, в Белоруссии не запрещена звуковая реклама на транспорте, и всю дорогу на тебя сыпятся объявления. Кроме того, какая-то дурная голова придумала ставить в новые автобусы ЖК телевизоры с музыкой, фильмами и рекламой, которые работают со включенным звуком.

 

Еще на автобусах после очередной хлопальной или молчаливой акции в центре города начали клеить антизмагарскую рекламу.

 

Появилось много кофеен на центральной пешеходной Советской улице. Одна из них — "Раскоша" хвастается аж древней историей — 1795 годом. Но мы-то знаем, что никакой кофейни там не было, и долгое время на всей Советской было только кафе "Верасок", которое занимало тот же самый подвал, в котором сейчас находится заведение с дурацким названием "Ретро-Пицца". Несмотря на название, пицца там неплохая. Жаль, в меню нет белых пицц без томатов.

 

Ни одной велодорожки городские власти так и не сделали, зато появились велопарковки.

 

Теплоход "Ольга Соломова" вновь начал ходить по Неману. К сожалению, вверх по течению он еще пройти не может — там пока только углубляют дно. Так что все желающие могут только трижды в неделю проплыть на нем около 4 километров к деревне Солы и обратно. Впрочем, и на этой дистанции можно увидеть красочные виды.

 

Например, с реки открывается хороший вид на Коложскую церковь XII века. Скоро ей сделают евроремонт. Запомним ее такой, какой она простояла полтора века после обрушения половины здания в Неман.

 

На дорогах появились знаки с диодной подсветкой.

 

С давно закрытой военной объездной железнодорожной ветки вокруг Гродно сняли пути, а этой зимой — и охрану моста через Неман. Теперь вдоль реки можно пройти вверх по течению до строящейся ГЭС.

 

Разграбленные будки охраны.

 

Вид с моста.

 

На насыпи уже успели вырасти маленькие сосенки.

 

В здании бывшего тонкосукнного комбината, который стоял заброшенным лет 10, появились первые офисы.

 

Фауна в этом году отметилась гигантизмом.

 

Аистами в Белоруссии никого не удивишь, а вот пара лебедей не Немане, которых я, к сожалению, не запечатлел толком, — это очень круто, по-моему.

 

Город по-прежнему радует небольшими ручьями.

 

Исчезающими уголками легкой заброшенности.

 

Старыми вывесками.

 

Лямус в Бригитском монастыре вдруг стал деревянным спихлером и помолодел — раньше считалось, что это деревянная постройка XVII века, но оказалось, что только конца XVIII. С фасада эта постройка гораздо интереснее, но внутри монастыря до сих пор тянется реставрация, и запечатлеть ее с такого ракурса не получится.

 

Табличка в подъезде сталинки. Кажется, адресатом в этом случае должны быть совсем не дети.

 

Старый выселенный дом рядом с зоопарком с массивным контрфорсами.

 

А это "гродненская швейцария" — место впадения Юриздики в Городничанку, приток Немана, было облагорожено одним из первых в горое в середине нулевых, но массивные песчаные отмели все испортили — бронзовые лебеди застряли в болоте.

 

Спальные микрорайоны-новостройки в Гродно отвратительны, как и везде на территории бывшего СССР. Вот, например, балконы на Вишневце. Забудем о том, что проектировщик вообще решил задумал на таких домах балконы - всем известно, что жильцы стремятся их тут же застеклить. Лучше бы сразу сделал застекленные лоджии. Но это ладно, зачем-то он еще сделал в середине такие полукруглые выемки. На нижнем балконе видно как они выглядели после сдачи дома.

Эстетическая ценность этих вырезов сомнительна. Их функциональность - тем более неочевидна. Если бы там была целиковая ограда, а домов напротив и сбоку нет, счастливй жилец мог хотя бы выйти на балкон с голым задом и покурить. Никто ничего бы неприличного не увидел - а так, ой.

Но люди въехали в новые квартиры, нужно что-то делать с этой выемкой. На верхнем балконе, не мудрствуя лукаво, просто заложили ее белым кирпичем и устроили лоджию. На втором снизу тоже заложили кирипичем, но хотя бы вырасили в цвет остальной кладки и решили балкон не стеклить (может быть, только пока). На среднем балконе решили выемку оставить и застеклить отдельной маленькой секцией, а на втором сверху - сделали одно большое окно с полукруглым окончанием.

Желание проектировщика выпендриться и приукрасить унылую панельную высотку обернулось еще большим колхозом. Что и требовалось доказать.

 

10 июля, в день гибели "Булгарии" на Волге стал свидетелем местного кораблекрушения. Зайдя за дальний ЖД мост увидел как из-за берегов на середину Немана выплывает катер с тремя пьяными лбами и двумя девицами, которые матерились на всю реку. Через несколько минут они решили развернуться, завели мотор, взяли резко на бок и перевернулись.

 

Обидно, я думаю. Вроде документы у кого-то ко дну пошли.

А всё потому, что материться — плохо.

 

<< Москва. Май-июнь 2011 года. Часть I << Москва. Май-июнь 2011 года. Часть II Лида и окрестности >> Минск, Заславль >>