旅人る - Tabibito

 

Великий Устюг

 

Это самый северо-восток Вологодской области. Количество старины тут сравнимо с Ростовом Великим или Суздалем, но туристов все равно мало, так как сюда очень сложно добираться. Поезд из Москвы едет около 20 часов, в аэропорту построили новую ВПП для современных самолетов, но летать чаще туда от этого они не стали. Но вот какие-то смелые люди приехали из Москвы аж на каршеринге (это законно вообще?).

 

С конца 1990-х годов Великий Устюг старательно продвигает себя как «родину Деда Мороза», но, к счастью, делает это не очень настойчиво.

 

Искусственную елку здесь летом не демонтируют, а берегут, закрывая брезентом

 

В одном из отелей Дед Мороз для путешественников оставил даже зарядку для электромобилей. Но сомневаюсь, что сюда в принципе можно докатить на электромобиле.

 

Для осмотра город довольно прост. Есть набережная реки Сухоны с храмами и дворцами.

 

Параллельно набережной — формально полупешеходный, но на деле запаркованный Советский проспект. Там дают домики.

 

Посмотрел краеведческую литературу, нигде не объясняют, что означает "Вздыхальня", но при этом добавляют, что также улицу называли Здыхальня и Адовая.

 

Вне центра Здыхальня становится обычной улицей.

 

Следующая за бывшей Здыхальней — Красная. Она проходит почти через весь город и потом переходит в Советский проспект. На ней в наличии старый ликеро-водочный завод...

 

...и много интересных деревяшек и не только.

 

Но вернемся на набережную. Соборное дворище с Успенским собором (середина XVII века)

 

Остатки росписей в закомарах храма Прокопия Праведного.

 

Церковь Николы Гостунского (1685), чья колокольня очень мило разрисована (как церковь Успения в вологодском Заречье).

 

Старейшая сохранившаяся постройка города: Вознесенская церковь (1648).

 

Барочность на максималках: расположенная на отшибе Церковь Симеона Столпника (1765).

 

Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей (конец XVII — начало XVIII веков). Их занимает архив.

 

На стенах Спасо-Преображенской церкви очень-очень много изразцов.

 

А на задах у нее кто-то устроил капище из вороньих перьев и рябины.

 

Михайло-Архангельский монастырь. Шипастые шары на шпилях главных ворот — как в ярославском кремле.

 

Внутри самого монастыря — пусто и красиво.

 

К северу остатки Иоанно-Предтеченского монастыря. Он переделан в завод, сохранились только встроенные в стену корпуса и ворота с изразцами.

 

Люди негодуют из-за отсутствия памятника.

 

Бывшее женское епархиальное училище.

 

Рядом с ним — максимально стремное кафе «Виктория» с платным входом.

 

На отшибе (улица Шилова) есть два недавно восстановленных храма Феодосия и Антония Печерских (желтый), а также Георгия Победоносца (белый).

 

Ну и завершая храмовую тему в центре города, еще четыре храма на набережной. Леонтьевский (1742).

 

И Ильинский (1745), с ангелом на шпиле колокольни.

 

Большинство изразцов с его апсиды и других частей в более вольготные времена разбрелись на сувениры.

 

Михаило-Архангельская церковь (1888) на городище. Вокруг нее все раскопано (и не археологами).

 

Церковь Жен Мироносиц (1722) с музеем елочных игрушек внутри.

 

Теперь к гражданскому строительству. Презентабельные купеческие особняки на набережной рядом с Соборным дворищем.

 

Смешные львы на воротах усадьбы Булдакова.

 

Прочие ворота в центре.

 

Нарядный почтамт на Октябрьском переулке.

 

Рожи на доме Аленёвых-Чебаевских.

 

Парочка очень хорошо сохранившихся усадеб 1770-х годов постройки по улице Шилова.

 

Есть нарядные деревянные домики, многие из которых уже заброшены.

 

Особенно примечательны постройки детского туберкулезного санатория на Гледенской улице. Можно предположить, что там до революции были дачи. Но ручаться не буду.

 

Разумеется, большинство жителей города живут не в нарядных домиках, а в обыкновенных двухэтажных деревянных бараках. Иногда украшенных наличниками, но чаще без.

 

Когда эти бараки истлевают, из них переселяют в такие же бараки, только обшитые сайдингом.

 

Но не будем о грустном. В Великом Устюге хорошие котики.

 

И инфраструктура для котиков.

 

Автотранспорт.

 

Маршрутные указатели у автобусов сопровождаются понятным только для местных топонимом Гора. На Горе, в частности, расположен Иоанно-Предтеченский монастырь.

 

Некоторые дома продолжают хвастаться паспортами санитарного благополучия.

 

Гораздо больше распространена тема со звездами. Видимо, ими отмечали дома с живыми ветеранами.

 

Во дворе одного из домов в предыдущей серии замечено украшательство.

 

Тумба на продажу.

 

Видимо, ворота дома почитателя древнекитайской философской школы легизма и лично Шан Яна и Гуань Чжуна.

 

Шрифт уличных указателей.

 

Прочие детали и виды.

 

Интересно, что Великий Устюг совершенно не затронуло хипстерское благоустройство последних лет. Какие-то строительные потуги были видны только в районе Смольниковского озера.

 

С учетом сокращения финансирования соответствующей нацпрограммы, все может застыть примерно так же, как набережная Сухоны.

 

К слову, про набережную. С нее открывается вид вдали на Гледенский монастырь (о нем в следующий раз).

 

А также на ансамбль храмов поселка Дымково, который сейчас входит в состав города. Туда стоит, при возможности, съездить.

 

Во-первых, интересны сами две церкви: Димитрия Солунского (1708) и Сергея Радонежского (середина XVIII века).

 

Свидетельство того, что христианство приветствовало эвтаназию для бедных и должников (нет).

 

Но самое лучшее, что там есть — это прекрасные виды центра города.

<< Устье, Сокол << Тотьма, Варницы Троице-Гледенский монастырь >> Сольвычегодск >>