Принято считать, что Сталинград был полностью уничтожен в войну, и ничего старого здесь не осталось. Это не так. Например, сохранилась застройка центральной площади Сарепты — немецкой колонии в южной части города.
Тут есть здания XVIII века.
Полностью отреставрировано из них только одно — лютеранская кирха, ныне используемая по назначению. Ее крышу даже черепицей покрыли.
Остальные дома — по остаточному принципу.
Например, военкомат в старом доме покрыт шифером и жестью.
Многие здания и вовсе подзаброшены.
В центре города тоже много сохранившейся дореволюционной застройки. Например, здание царицынской синагоги, в которой сейчас расположена клиника.
Или вот небольшой спрятанный кусочек внутри квартала, ограниченного улицами Комсомольской, Мира, Симбирцева и проспектом им. Ленина.
Котик из старого квартала.
Католическая кирха 1899 года постройки.
Пожарная каланча, восстановленная в 1995 году.
В городском парке стоит якобы дореволюционный трамвай модели X. На самом деле, это МС-4 Путиловского завода, он был изготовлен в 1932 году, всю жизнь ездил по Ленинграду, а после неудачной попытки восстановления на Петербургском трамвайно-механическом заводе был сослан в Волгоград.
Раритетная крышка канализационного люка.
Чуть менее раритетная.
Вернемся в Сарепту. Здесь можно посмотреть на первый шлюз Волго-Донского канала.
Живописный маяк на Волге.
Пристань.
Здание администрации Волго-Дона.
Гигантский Ленин.
Особенно зловеще выглядит в окружении советских и постсоветских многоэтажек.
Неожиданное кафе в Як-40 рядом с каналом.
Пожалуй, самое интересное в Волгограде — скоростной трамвай. Поскольку город сильно вытянут вдоль берега Волги, и у него есть четко выраженное направление магистрального пассажиропотока, здесь было решено построить линию скоростного внеуличного транспорта. Но вот беда, в Волгограде не было миллиона жителей (и сейчас нет), поэтому метрополитен ему был вроде как не по статусу. Поэтому решили построить задел на вырост — несколько подземных станций в центре города, пустив по тоннелям обычные трамваи. Там все как у больших, даже есть досмотр на входе. Раньше еще и стояли турникеты по продаже и проверке билетов, но теперь обилечивают пассажиров только кондукторы в вагоне.
После подземных станций трамвай выезжает на поверхность.
Там остановки никак особо уже не обустроены. Иногда даже навеса нет.
Знак остановки. С каким-то неведомым СМС-информированием.
Подземные станции советской постройки разделены на две части. Эксплуатируется на них только одна половина, а вторая огорожена. Видно, что на последней уже высокая платформа — надежда на полноценный метрополитен.
Даже эскалаторы сделаны с заделом именно под высокие платформы.
Судя по станции «Ельшанка», открытой в 2011 году, с надеждой на скорый пуск метро уже расстались, готового задела под высокую платформы тут нет.
А вот у других двух станций, открытых в 2011 году, «ТЮЗ» и «Профсоюзная», задел оставлен.
Есть одна надземная станция — «Пионерская». Расположена на мосту через реку Царица.
Фотографии этого не передают, но вообще станции мрачноватые из-за экономии на освещении.
На станции «Комсомольская» на входе висит цитата Чуйкова про комсомол.
Герб города на старой «Татре».
Трехсекционный полунизкопольный ЛМ-2009.
Его салон.
В связи с кончиной в 2013 году изготовителей ЛМ-2009 с запчастями стало туго, двери уже не все открываются.
Расписание трамваев висит завернутым в файлик.
Уродливый указатель станций, сделанный к чемпионату мира по футболу. Пока русский человек катится в «Водоотстой», иностранец следует по направлению в Avtotsentr.
Спуск в подземный переход.
В подземных переходах торгуют DVD-дисками, как будто сейчас середина нулевых.
Есть в Волгограде и обычные трамваи. Например, «Татра» на изолированном участке сети в районе Сарепты.
Автобусы, закупленные к ЧМ.
С ними отчаянно конкурируют маршрутки. Многие — совсем уж гнилой газельный металлолом. Маршрутка от вокзала до аэропорта караулит автобус, собирает всех пассажиров по пути и доезжает минут на пять быстрее.
Вечером на маршрутке — дороже. На автобусе — одинаково.
Надежда прокатиться на синкансэне от аэропорта до центра города разбилось о неудобное расписание.
И о то, что синкансэны в Волгограде, конечно же, не ходят. Демихи, даже новые, — так себе замена.
Барельеф-мозаика на подъеме к бывшему пригородному вокзалу Волгограда. Теперь все, и пригородные, и дальние поезда прибывают к основной станции Волгоград-1, которая во славу театра безопасности тотально огорожена.
Новый терминал волгоградского аэропорта Гумрак. В нем в октябре 2018 года ко всем приставали волонтеры с просьбами проголосовать за то, чье имя присвоить аэропорту. Потом было онлайн-голосование, в котором победило имя Алексея Маресьева. Однако каким-то неведомым путем администрация аэропорта отбилась от этого наименования и в финальный указ оно не попало. А то бы, наверное, всем пассажирам здесь отрезали ноги перед полетом (без ног — меньше вес, одни удобства).
Денег на благоустройство Волгограда к футбольному чемпионату хватило только на поселок при аэропорте. Тут теперь аккуратная плиточка, фонарики.
Кажется, единственная во всем Волгограде приличная автобусная остановка.
А вот на благоустройство сараев денег уже не осталось. Только маскировочной сеткой со стороны улицы их обтянули.
Посмотрим, как жители поселка будут заботиться о государственном благоустройстве.
<< Хорватия. Трогир << Волгоград. Часть I | Киржач >> Стромынь >> |