См. также остальные отчеты.
Тула - один из немногих российских городов, откуда всегда знаешь, что можно привезти. На этот раз кроме пряников еще удалось отхватить восхитительное издание "Главный транспорт Тулы" Владимира Щербакова про историю и современность тульского трамвая. В местном книжном нашлось еще несколько небольших книг и сборников открыток посвященных одному только городскому транспорту, что, согласитесь, необычно. Например, едва ли в каком-нибудь столичном книжном можно обнаружить книгу про московский трамвай, в то время как в Гамбурге, например, много всего есть и по S-bahn-у и теме метрополитена. О Японии и говорить нечего.
Увы, наличие книги о трамвае не гарантирует того, что сам трамвай хорош. К моменту выхода книги он уже перестал быть "главным транспортом Тулы".
На 95 процентов парк вагонов состоит из старых татр разных годов выпуска и разной степени убитости.
Встречаются татры с ресничками.
Внутри без исключения ужасные деревянные лавки. Много вагонов с разбитыми плафонами, хотя внутри всегда ездят кондуктора.
В прошлый раз видел систему из еврохламных татр с блинкерным табло, но сейчас удалось только поймать ЛМ-2008. Вагон единственный, больше заказывать не стали.
Внутри заботливо расклеены аляповатые объявления для быдла. Их очень много. Кроме тех, что на фото, есть и "Не входить, дверь для водителя", "Форточкой не хлопать", "Зона открывания дверей" и все в таком духе.
На остановках нарисованы номера маршрутов, которые давным давно как отменены. Сейчас на улице Энгельса остался только № 14. Хотя по сравнению с другими городами в Туле не так уж много линий было ликвидировано - единственная однопутка на юге. В конце 90-х - начале нулевых мэрия собиралась фактически полностью уничтожить трамвай, переломив его хребет - сняв пути с центральной Советской улицы. Впрочем, надо сказать, и сейчас трамвай с трудом связывает центр города с окраинами, поскольку на той же Советской у него единственная остановка - у рынка, в то время как автобусы и троллейбусы останавливаются и рядом с проспектом Ленина, и недалеко от Красноармейского проспекта - двух самых "живых" улиц города. Примечательно, что если заранее не разглядывать карту, ни за что не догадаешься, что трамвай есть и у вокзала.
Можно оценить интервалы движения. 125 минут (как и 68, и 40 и 34 минуты) - иначе как глумлением над пассажирами и не назовёшь. За это время можно пройти тот же маршрут пешком. Хотя местные, может быть, знают, когда должен проходить трамвай. В выходные вечером трамвая практически не дождаться ни на одной из линий.
Состояние путей. Кажется, больше 20 км/ч вагоны не разгоняются.
Дублер-газелька. На фото она в хвосте у трамвая, а так она обычно проезжает в аккурат перед вагоном и собирает всех платежеспособных пассажиров. И доезжает раза в два быстрее (и ходит гораздо чаще).
Пассажиры у трамвая пока есть. Но если еще лет пять о нем будут так же "заботиться", "главный транспорт Тулы" останется интересен только редким залетным трамвайным фанатам.
<< Стрельна << Тула. Часть I | Москва. Май-июнь 2011. Часть I >> Москва. Май-июнь 2011. Часть II >> |