Город в Нижегородской области — родина автобусов ПАЗ.
Вполне ожидаемо весь общественный транспорт в городе представлен продукцией Павловского автобусного завода. Если какой-то перевозчик купит полноценный автобус большой вместимости или вдруг вздумает привезти из Нижнего «Газель» — у него на следующий день сгорит и обновка, и гараж, и всю семью убьют и закинут трупы в заброшенный колодец.
Только ПАЗ, только хардкор.
Павлово было основано в 1566 году и при царе всю дорогу считалось селом. Хотя и очень зажиточным — оно далеко опережало по развитию свой уездный город Горбатово. Благодаря отсутствию городского статуса Павлово, как и Городец, не получил регулярного плана и во многом сохранил почти средневековую планировку с извилистыми улочками, красивую как в центре города.
Так и на его окраинах.
Здесь сохранилось много приятной архитектуры и купеческих особняков. Больше всего выделяется Красноармейская улица с жилым домом усадьбы купца Щеткина с симпатичной башенкой-эркером.
И усадьба купца Гомулина на набережной. В ней сейчас расположен краеведческий музей.
На аттиках в Павлово любили указывать первые буквы имен владельцев. Например, Василия Гомулина.
Ну или всех остальных.
Непосредственно центр города занят парковкой и какой-то несуразицей.
Дом Сопляковых на Нижегородской улице.
В конце этой же улицы дом купца Алипова 1912 года постройки, у которого раньше был шпиль, а теперь — логотип «Сбербанка».
Старые деревянные оконные переплеты выкинули. Видимо, меняют на пластик.
Стремная кАфейня на набережной в двухэтажном доме казначейства 1903 года постройки.
Лавка Анучина на улице Шмидта.
На том же улице филиал Центробанка зафигачил себе огромный упоротый особняк со шпилем.
У дома на улице Куйбышева отвалился балкон.
В Павлово очень любили полуподвальные этажи. В других городах они обычно возникают при подъеме проезжих частей, а здесь, судя по оригинальным чугунным ограждениям, полуподвалы были с самого начала.
Среди самых ярких примеров — дом Алатырцева на улице Ленина.
Но особенно много таких построек на улицах Речной и Новикова.
Любопытна также улица Маяковского. На ней есть симпатичный особняк А. И. Клокова (1911 год).
И немного еще старины.
На ней же школа 1930 года постройки.
На соседней с центром горой расположена церковь Вознесения 1795 года постройки. Оригинального от нее осталось немного: верхний ярус храма и колокольня восстановлены в 1990-х годах.
С одной стороны от храма — необычная крупнопанельная четырехэтажка.
С другой — бывшая лавка, переделанная в распределительную будку.
На подъеме к храму дом Воротилова (на фото рядом с ним стоит грузовик). Это едва ли не старейшее сохранившееся здание Павлово (вторая половина XVIII века), но изрядно перестроенное.
Дом Калякина на улице Чапаева.
Очень капитально реставрируемое полукирпичное здание на углу улиц Чапаева и Кузнечной.
Есть что посмотреть еще на одном холме, где расположена улица с названием Конопляная.
Например, дом Н. И. Банина.
И всякий тлен.
Рисованный номер дома.
«Катюша» в сквере на Коммунистической улице.
Городские детали.
Мордастое котейшество.
Речной вокзал на Оке.
Паром ходит даже зимой, река толком не замерзает.
В сталинское время планировалось весь центр снести и застроить сталинками, как на улице Куйбышева, но денег не хватило.
Гигантский витраж у почтамта.
Местами в центре города видны зияющие дыры в застройке. Думал, просто снесли из жадности, да так и бросили. Но, как выясняется, под центром Павлово карствовые пустоты, и рано или поздно вся старина в них провалится. Спешите видеть, пока не провалилась.
<< Москва в 2018 году << Гусь-Хрустальный | Нижний Новгород >> Гороховец >> |