До 1867 года Люксембург был небольшим герцогством с крепостью на стыке границ между Голландией, Францией и Германией. Крепость постоянно переходила из рук в руки. Из-за важного стратегического значения даже не сохранилось качественных зарисовок или фотографий Люксембурга середины XIX века: прусский гарнизон бросал в тюрьму любого художника или фотографа, подозревая их в шпионаже или плане подрыва укреплений.
В 1867 году Европейские державы договорились о том, чтобы Люксембург стал нейтральной территорией, посадили на него отдельного герцога и снесли часть укреплений.
Теперь это самое большое из карликовых государств Европы. Даже можно сказать, что и не карликовое вовсе. Здесь даже есть собственные железные дороги, полмиллиона населения и расстояния приличные: из конца в конец 70 с лишним километров, больше Москвы в старых границах.
Еще в Люксембурге, как и в остальной Европе, с распростертыми объятиями встречают беженцев. Но только особого рода беженцев.
Даже туристические указатели своим видом дают понять: страна зажиточная.
Буржуазные крышки канализационных люков.
Буржуазный мох на оградах.
Даже у магазинов настенные пульты для управления рольставнями выглядят солидно и по-капиталистически.
Что уж говорить о здании Государственного банка и сберегательных касс: оно выглядят как сказочный дворец.
Заброшка тоже смотрится непривычно солидно.
Еще Люксембург — центр евробюрократии. Здесь стоит памятник евробюрократу.
Районы учреждений ЕС предельно невзрачны.
Вот этот брутализм (корпус Еврокомиссии «Жан Монне») и вовсе сносят, как недостаточно современный.
Перед каждой евроновостройкой ставят для демонстрации кусок будущего фасада.
Ты сюда ходи, евробюрократ, а сюда — не ходи.
Уличные таблички и указатели.
Старая часть Люксембурга — достаточно спокойная и пешеходная.
Местами встречается модерн.
Герцогский дворец
Архитектура люксембургских госучреждений.
Рельеф у Люксембурга очень сложный, здесь много мостов, очень красивых.
Мост великого герцога Адольфа: наверху пешеходы, машины и строится трамвайная линия.
Велодорожка — снизу. Там же можно пройти посуху во время дождя.
Много виадуков.
Мост к кварталу евросоюзных учреждений.
Ну и множество мелких пешеходных и не только мостов в нижней части города через речку Альзет.
В Люксембурге приятный рельеф.
Лифт к нижней части города.
Стандартный памятник американским воинам-освободителям от нацистов. Похож на персонажа из «Звездных войн».
Уличное искусство.
Формально в Люксембурге марихуана запрещена, но судя по наличию магазинов по продаже оборудования по ее выращиванию — всё же не очень запрещена.
Скребок для подошв остроумно соединен со встроенным в стену водостоком.
Обычно считается, что Люксембург — очень дорогая страна. Но по сравнению с какой-нибудь Данией или Норвегия здесь вообще все бесплатно. В главный художественный музей (Вилла Вобана) — пускают за так, хотя и не во все дни.
И даже буккроссинг — тот тоже бесплатный! Хотя кто видел когда-нибудь платный буккроссинг?
10 декабря 2017 года в Люксембурге открылась трамвайная линия. Подвижной состав — испанский, от CAF.
Стекла дверей — с разноцветной подсветкой.
Внутри спинки сидений тоже с диодной подсветкой.
Очень удобная спинка для стояния. Как она называется? Подспинник? Подзадник?
Трамвай на знаке осовременен, но многосекционность не показана.
Когда-нибудь в будущем трамвай дотянется до вокзала и исторического центра, а пока пролегает только по кварталу евробюрократов.
Глаз на велосипеде.
Система оплаты — доверительная, но контролеров не встречал. Автоматы по продаже билетов на остановках трамвая — коварные. Кормишь их деньгами, а они берут и отключаются. И денег обратно не выдают.
Если же билет все-таки где-то удалось купить, то как приятный бонус — дневной проездной стоит всего 4 евро и действует на всей территории страны, в том числе на поездах.
Встречаются и более надежные образцы автоматов только с монетоприемниками.
Поскольку трамвай до вокзала дотянется только через несколько лет, около его нынешней конечной построили капитальную железнодорожную платформу.
Спуск к ней — на фуникулере.
Табличка с тиснеными буквами о запрете дотрагиваться до проводов.
Подвижной состав пригородных люксембургских поездов достаточно невзрачен.
За границу же обычно следуют вот такие двухэтажники.
Здание главного вокзала.
Автобусы разных видов, в том числе трехсекционные. Много гибридов.
Электробус заряжается на конечной.
Улыбчивый шоппингобус.
Дизайн остановок с подробной, но не исчерпывающей картой маршрутой и экраном прибытия.
Табло в трехсекционном автобусе.
Очень нужный и важный знак для салонов транспорта во всей Европе.
Наглядная агитация за велосипеды.
Самая запоминающая деталь, отличающая Люксембург от всех соседних стран, — красно-белые столбы у пешеходных светофоров с предельно аскетичным дизайном.
<< Москва и Подмосковье << Турция. Стамбул | Люксембург. Дикирх, Вианден >> Германия. Трир >> |