江乃電の旅旅 - Tabibito

 

Белоруссия. Гомель

 

Раньше мне рассказывали, что Гомель — унылейшее место на Земле, где совершенно нечем заняться и нечего смотреть. А оказалось, самый живой и бойкий облцентр в Белоруссии, со всякими хипстерскими кафе. Уж точно бодрее Могилева и Витебска.

Город восстанавливался сразу после войны, денег не жалели, поэтому в городе успели создать целостный ансамбль сталинок. Идущий от вокзала к центру города проспект Ленина чем-то напомнил аналогичные вокзальные проспекты: Свердлова в Екатеринбурге и Ленина в Петрозаводске.

 

Архитектурные излишества.

 

Башня обувной фабрики.

 

Естественно, в спешке успевали оформлять только парадные фасады.

 

Как ни странно, в послевоенной застройке то и дело встречаются старые дореволюционные особняки или общественные здания.

 

Например, здание банка.

 

Или почты.

 

Ну или вот конструктивизм на любителя.

 

Разумеется, все это было восстановлено из руин.

 

Однако под госохрану не стесняются ставить даже не самые выдающиеся сталинки.

 

Пробка в «старом городе» (Советская улица).

 

В Гомеле вообще не пытались избавляться от каких-то символов или бороться с великорусским шовинизмом.

 

Москва на здании драмтеатра.

 

Модель московского кремля, окруженная заборчиком, чтобы никто не посягнул.

 

О том, что мы не в России напоминает разве что уменьшенная копия минской национальной библиотеки. Ни в одном российском городе такого точно не поставят.

 

На улицах неожиданно много автоматов с газировкой.

 

Таблички-реликвии.

 

Тоже в каком-то смысле реликвия. 250 тысяч белорусских рублей по нынешнему курсу это 115 тысяч долларов. Нехилый штраф за распитие.

 

Высокохудожественные указатели люков.

 

Запрет возле бань.

 

Гомельская «моя улица».

 

В самом центре Гомеля расположен дворец Румянцевых-Паскевичей — главная достопримечательность.

 

Его тоже восстанавливали после войны. В одном из парадных залов выставлены портреты белорусских бюрократов.

 

Интерьеры дворца.

 

Петропавловский собор.

 

Часовня с изразцами над усыпальницей Паскевичей.

 

Вход в усыпальницу.

 

Вокруг усадьбы ухоженный парк. В нем непонятным образом выживает дерево гинкго. Был уверен, что местный климат для него холодноват.

 

Смотровая башня.

 

Здание зимнего сада.

 

Живописные чугунные мосты над спусками к набережной.

 

В парке имеются белки.

 

И черные лебеди с огромными теремами.

 

Река Сож.

 

Редкое для Гомеля зрелище — пустая набережная.

 

Гомельчане любят свой герб с рысью. Она у них изображена и на крышках люков.

 

И на уличных табличках.

 

А на местных двойных урнах никого не изображают.

 

И на фонарных столбах — тоже.

 

После распада СССР почти ничего в центре Гомеля уже не строили. Немного брутализма есть в конце проспекта Ленина.

 

Цирк прилетел.

 

Шаг в сторону от парадных кварталов — и начинается село. Хотя и достаточно уютное.

 

Местами в частном секторе даже уцелели ставни.

 

И деревянные ворота.

 

Старый номер дома.

 

В Гомеле формально существует раздельный сбор мусора и кары за его несоблюдение. Куда девать термостойкое стекло и хрусталь — непонятно.

 

Местный юмор.

 

Туристические указатели.

 

Трамвай в Гомеле не успели построить ни при царе, ни до войны. Потом решили оставить городу троллейбусы.

 

Билеты на троллейбус отдельные, чтобы все замучились.

 

Автобус жиркомбината.

 

Самый современный подвижной состав — желтые автобусы МАЗ-215 без кондиционеров.

 

Много и маршруток-«газелей».

 

Понятное, но невыносимо отвратительное с точки зрения дизайна расписание на автобусных остановках.

 

Билетные кассы городского транспорта.

 

Городская среда в целом довольно бесчеловечна. Вроде и бульварчики всякие есть.

 

А «зебры» к ним убрали, перегородив проход забором.

 

Много где пешеходов загоняют под землю, чтобы не мешали машинкам.

 

Мнимая забота о «маломобильных группа граждан». Список тех, кому можно пользоваться подъемником тут совсем лишний — едва ли он работал хотя бы один день после открытия.

 

Еще в Гомеле активно экспериментируют с круговыми перекрестками. Автомобилям это, конечно, удобно.

 

Однако все преимущество запросто нивелируется тем, что после перекрестка все равно встаешь на светофоре перед пешеходным переходом.

 

Пешеходам приходится из-за этих кругов на каждом перекрестке делать большой крюк, все перегорожено заборами.

 

Зато не поскупились на красивые, но бесполезные бирюльки, типа дублирующего сигнала пешеходного светофора в виде ленты под ногами.

 

В карманах автобусных остановок кладут брусчатку.

 

Есть даже улицы с аккуратным мощением.

 

На одном из спусков к реке сохранили кусочек клинкерной мостовой.

 

Рысей с герба в Гомеле нет, но есть котики.

 

Хорошие.

 

И разные.

 

<< Кубинка, «Армия-2018» << Белоруссия. Гродно Белоруссия. Добруш >> Новозыбков >>