Над всей бывшей столицей Казахстана зимой стоит плотный, пахучий смог от печного отопления в частном секторе.

Сама страна оставила от себя впечатление хаотичного азиатского беспорядка. Заселяешься в один лучших сетевых отелей города — на ресепшене путают этаж и дают ключ от чужого номера, где уже кто-то живет. В автобусе водитель продает билетик и просит на выходе ему его вернуть за часть стоимости. При регистрации на вылете сначала в очереди тебя спрашивают, не возьму ли с собой ящик яблок, а потом на самой стойке "Аэрофлота" сотрудник (!) настойчиво просит взять с собой "посылочку". При этом, конечно же, в метро строгая охрана, которая пытается запретить фотографировать. Досмотры и прочая театральная демонстрация контроля над ситуацией. А что красивый лифт внезапно застревает — ну извините.

Казахский язык начали переводить на латиницу, но очень неспешно. Коснулось это пока только полиции.

И Казахконцерта.

На уличных табличках от кириллицы не отказывались. Зато на них присутствует указание в сторону горного массива к юго-востоку.
По объявлениям на столбах можно судить о том, что Алма-Ата остается русскоговорящим городом.
Судя по форме, граждан на административную работы ищут с военным билетом РФ.

Облик города определяют застекленные балконы и огромные черные мачты светофоров и указателей на перекрестках.
А еще арыки.

Современная архитектура — трэш со статуями.
В 1970-1980-е гг. строили как-то приличнее. Например, это здание гостиницы "Казахстан", второе по высоте в городе.

Хотя в основном строения этого периода выглядят тускло.
В 1930-1950-х строили невысоко, но лучше.
Отражая колорит.

Потом вcе упростилось до орнамента.

И вовсе исчезло.

Советские символы тщательно вымараны.

Видимо, на фронтоне что-то настолько кошмарное с точки зрения современных властей было, что его не сбили, а закрыли профлистом.

Исключения — на вокзале.
И на здании президиума Верховного Совета КазССР (1938).

Дореволюционных зданий — раз два и обчелся. Ну максимум несколько десятков на весь город.
Все они имеют гипертрофированные окна.
Надстроили многоэтажку.

Аккуратный и пестрый Вознесенский собор (1907) — одна из главных достопримечательностей Алма-Аты.
Свято-Никольский собор (1908). Очень странный вид колокольни, я так понял, объясняется тем, что ее наспех восстановили в конце 1940-х гг., когда после войны храм вернули верующим.
Старые газосветные вывески.
«Чековая книжка вне конкуренции» на стене дома у перекрестка улиц Шевченко и Батурсынова.

В городе две крупные пешеходные улицы: Жибек Жолы (с казахского — «Шелковый путь», она же просто Арбат) и перпендикулярная ей улица Панфилова.
Булыжники откопали.

На нижних этажах научились прятать блоки кондиционеров.

Казахская кухня оказалась очень хорошей. Бешбармак с баурсаками после 30 тысяч шагов — самое то.

Рекламные люки.

У монумента независимости Казахстана сцены студенческих выступлений 1986 г. и принятие присяги Назарбаевым.
Ощущается дефицит мелочи.

В Казахстан приходят сети фастфуда, давно ушедшие из России.

Благоустройство в центре города. Наверняка, когда деревья в листве, смотрится все это лучше.

Пермские красные человечки и сюда добрались.

Санкционированное граффити.

В 1988 году в Алма-Ате начали строить метро, но после распада СССР деньги кончились. После долгих мытарств первую линию открыли в 2011 году.
Сам метрополитен душен от избытка вахтерства. Удалось что-то заснять только с сотового.
Станция «Байконур».
Доброхот подписал станциям «понятные» названия.

Навигация.

Станция «Абая».

Долгожданное прибытие поезда (южнокорейского производства). Интервалы по 8-10 минут, сотовой связи нет.

Салон.

Приезжаем на конечную станцию «Москва». Находится вдали от центра, примерно как «Алма-Атинская» в Москве.
Осмотрим окрестности «Москвы». В наличии торговый центр со «Старбаксом».

А дальше районы пятиэтажек. С благоустройством.

И без него.

Кто-то организовал себе уютное парковочное место.

Крышечное искусство.

Котиков и птичек в центре города почти нет. А тут — пожалуйста. И птички.

И котики.
Заметно, что власти Алма-Аты неплохо вкладываются в организацию велодвижения. В декабре всей этой инфраструктурой почти никто не пользовался, но выглядит внушительно.
Выдвинутая вперед стоп-линия для велосипедистов.

Велопрокат.

Пробки в Алма-Ате суровые. Машин много, парковка платная.

«Парконы» тут почему-то могут фиксировать номера только на скорости 20 км/ч.

От пробок предлагают уехать в среднеэтажный микрорайон на отшибе Алма-Аты. Типа, оттуда уже точно никуда не доберешься?

Парковочные места сделали, а столбы не переставили.

В Казахстане сохранили давно отмененную в России советскую традицию наносить крупным шрифтом номер сзади у грузовиков и автобусов.

Одно время в Алма-Ате всерьез взялись за ливрею наземного общественного транспорта. Одинаково были покрашены как автобусы-«Ютонги».

Так и троллейбусы-«Неопланы».

Потом случился 2015 год, держать высокий курс тенге не получалось, пришлось закупать в России дешевые «ЛиАзы» в новой зеленой расцветке c орнаментом.
Китайские электробусы вообще белые.

А там и рекламная обклейка подоспела. Впервые вижу, чтобы где-то рекламировали пылесосы Kirby.

Навигация на автобусных остановках непримечательна.
Зато на них вешают портрет ответственного за их уборку.

Автомобили с расцветкой московского «Делимобиля» здесь катаются под маркой Anytime.

А потом повалил густой мокрый снег и захотелось как можно скорее уехать домой.
| << Руза << Подольск | Реутов >> Москва в 2019 году >> |